МУЗЕЙ

Программа
этнографического музея при школе № 53 п.Октябрьский.

            Необходимость и возможность создания в школе № 53 п. Октябрьский этнографического музея, который был открыт в 2008 году, появились несколько лет назад в результате того, что в ней сложилась целая система формирования личности школьника на основе духовно- нравственной культуры и традиций народа.
В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой:
«В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим несколько поколений - как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно- нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
Этими задачами определяются цель и смысл деятельности школьного музея. Его Программа основывается на современных, актуальных идеях национально ориентированной школы и этнопедагогики, которые выражены также в научно-методическом пособии Чудиновой Г.В. «Современная русская школа в историософическом, педагогическом и культурологическом аспектах» (Пермь, 2004), в учебном издании Волкова Г.Н. «Этнопедагогика» (М., 1999), в «Концепции содержания национального образования в  Московской области» (москва, 2000) и т.д.
Роль этнографического музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...»
В музее сложилась система разнообразной деятельности, которая раскрывается в настоящей Программе, несколько измененной и дополненной, по сравнению с первоначальным вариантом (2002 г.), в результате глубокого анализа наработанного в течение двух лет опыта и в соответствии с методическими рекомендациями центра детского и юношеского туризма «Организация работы школьного музея» (москва, 2002).
Программа включает в себя 10 разделов:
1. Работа с активом музея.
2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
3. Научно-исследовательская деятельность.
4. Научно-экспозиционная работа.
5. Экскурсионно-массовая работа.
6. Творчество учащихся, ремесло.
7. Благотворительность.
8. Методическая, консультативная работа.
9. Презентационная и издательская деятельность.
10. Укрепление материально-технической базы музея.
Утверждение специалистов комитета по образованию г.Люберцы о назначении школьных музеев абсолютно справедливо по отношению к этнографическому музею школы № 53:
«Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музей для детей и руками детей...»
Не случайно поэтому девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой».

2. Цель :   создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие   интереса  к   поиску,   исследованиям,   научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание     бережного     отношения     к     плодам     труда,     опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
- пополнение    и    обновление    музея    материалами,    связанными    с жизнью   и   бытом   людей,   старинными обрядами, обычаями, праздниками;
-организация  проведения  конкурсов,   викторин,  олимпиад,  походов  и экскурсий;
-укрепление сотрудничества с музеями других школ, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
- привлечение к работе родителей учащихся, общественности.  
 3. Прогнозируемые результаты
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов: достижения  обучающихся по  предметам  истории,  литературы,  ИЗО, музыки, трудового обучения;
постоянное  развитие  музея,   увеличение  количества  его  экспонатов, появление новых экспозиций;
положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в селе, районе   более чем достаточно;
активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
руководитель   музея,    преподаватели,    сотрудники музея  отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
4.Основные направления деятельности музея:
1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения: учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
4. Развитие сетевого взаимодействия.
5.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая  деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
 Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
6. Составление картотеки музейных предметов.
7. Создание условий для хранения экспонатов.
Работа с активом музея
1. Обучение актива основам музееведения.
2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.
3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.
4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
5. Участие в издательской деятельности.
Поисковая научно-исследовательская работа
3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.
4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.
9. Результаты исследований представлять на районные, городские конференции.
Экскурсионно-просветительская работа
1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.
3. Встречи с краеведами, художниками, другими интересными людьми нашего края.
4. Дни открытых дверей.
5. Творческие отчеты.
6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.


Творческая работа
1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.
3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.
4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, и других мероприятиях школы, района, города, области.
5. Студия, созданная для пополнения экспонатов музея аналогами подлинников.
Методическая и консультативная работа
1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.
2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.
3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.
4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ.
6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе музея.
Материально-техническая база
1. Изготовление стендов, витрин, макетов.
2. Ремонтные и технические работы.
3. Приобретение технических и канцелярских средств.
 5. Реализация программы
 1) Этнографический кружок
 2) Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
 3) Интегрированные уроки;
 4) Уроки технического и художественного труда;
 5) Студия,    
6) Этнографические экскурсии и походы;
 7) Организация свободного времени подростков.
6. Основные блоки программы.
  Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность учителям Центра и школ и детских садов района формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 3-м блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки:
 - «Неиссякаемый источник»
 - «Родословные истоки»
 - «Истоки славы и доблести»
I.   Неиссякаемый источник.
Задачи:
использование фольклора в воспитании любви к Родине;
воспитание на традициях русской культуры;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие   познавательного   интереса   к   окружающей   жизни,   родной природе;
воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.
 Знания:
- знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
 - знать русские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;
- знать народную игрушку;
- знать народные ремесла России;
- знать народные игры;
 - знать народные приметы;
- знать природу родного края;
 - знать лекарственные травы;
 Умения:
 - уметь исполнять народные песни и танцы;
- уметь охранять родную природу;
 - уметь инсценировать сказки;
 - уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы,        крылатые выражения;
 - уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
  Действия:
-собирать и пропагандировать детский фольклор;
 -выпускать народный календарь;
 -проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»;
-возрождать народные обычаи, ремесла;
 -участвовать в национальных праздниках и обрядах;
 -участвовать в озеленении класса, микрорайона;
-посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу;
 -правильно вести себя в храмах и монастырях и в других религиозных центрах нашей Родины..
  Возможные формы работы:
- конкурсы, фестивали народного фольклора;
 - народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество»,
  «Богатырские  потешки», праздник народной песни и частушки;
 - сказочные фестивали      
 - выставки
II   Родословные истоки.
Задачи:  формирование,  у  учащихся   чувства  долга  перед   родными,   семьей, родиной;
воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие потребности к изучению родословной своей семьи;
Знания:
 - знать биографии своих родителей, предков, родословную;
  - знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;
 - знать семейные законы и обычаи;
 - знать увлечения и интересы своих родных;
 - знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей       своей семьи.
 Умения:
 - уметь интересоваться жизнью близких  и заботиться о них;     
- уметь рассказать о своей семье, родственниках;
 - уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
 - уметь рассказать о своих бабушках и дедушках
   Действия:
 - оказывать помощь родным и близким;
- сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
- создавать семейную летопись;
 - организовывать досуг семьи.
V. Истоки славы и доблести.
 Задачи:
воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
 Знания:
- знать военную и трудовую историю Отечества;
- знать символы, святыни, людей, прославивших государство;
 - знать культурные центры и достопримечательности родного края;
- знать священные обязанности защитника Отечества.
  Умения:
 - уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;
 - уметь трудиться на благо Родины;
- беречь и продолжать традиции;
- уметь заниматься исследовательской работой;
- уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
- уметь отстаивать честь и достоинство Родины;
 - уметь анализировать и оценивать происходящие события;
- уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
   Действия:
- проводить культурно-просветительскую работу;
- участвовать в охране памятников истории и культуры;
 - проводить экскурсию ;
 - проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;
- способствовать углублению и расширению школьного музея; 
 - проектировать свое будущее в системе будущего страны; 
 - вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
- готовиться к службе в армии РФ.
 Возможные формы работы:
 - уроки мужества ;
 - рыцарский турнир;
- историко-познавательные игры;
 - военно-спортивная игра;
- слет мальчишек;
 - военно-спортивная игра «Зарница»;
- спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;  
 - исследовательский походы 
- научно-исследовательские работы «Великие имена России»;
 - сборник путевых рисунков, фотографий
7. Критерии оценки результатов реализации программы.
 Результаты    будут    отслеживаться     учителями, родителями, руководителем музея:диагностика    реализации    программы    осуществляется    с    помощью разнообразных методов:
 - собеседования с учащимися;
 - наблюдения;
 - анкетирования;
 -метода самооценки;
 -ведение «Книги отзывов»;
 -публикации материалов в газету «октябрьские известия
 -творческие отчеты;
 -фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
 Критерии:
Сформированность положительной мотивации на развитие у  обучающихся патриотических чувств.
Сформированность познавательной активности обучающихся.
Сформированность основных ценностных отношений.
Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
Сформированность готовности защищать Отечество.
Сформированность чувств сострадания и сопереживания.
Сформированность отношения к окружающей действительности.


  БЛАГОДАРЯ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В МУЗЕЕ, ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧЕНИКА, А ТАКЖЕ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий