ТЕХНОЛОГИИ


Применение информационных технологий на уроках технологии (труд, девочки) при изучении раздела "Конструирование и моделирование"

  • Тетюлина Надежда Ивановна, учитель


В настоящее время процесс обучения в школе стал просто невозможен без применения информационных технологий. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества. Современное образование это непрерывный процесс, а это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя информационно-коммуникативных технологий.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя задания разного уровня.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в сети.
Современный кабинет технологии (труда) обязательно должен быть оснащён компьютером, мультимедиапроектором и экраном. Очень радует, что учителя технологии не бояться использовать на своих уроках интерактивные доски.
В нашей школе компьютер давно стал привычным средством обучения. При проектировании урока я предусматриваю чередование обычных учебных видов работы с информационными технологиями. Дети легко работают в сети Интернет. Подбирают различные материалы к уроку, разрабатывают проекты, делают презентации. Если раньше такой раздел программ как “Проектирование и моделирование” пугал многих детей, то теперь он стал одним из самых любимых. Даже такой урок как “Снятие мерок” превратился в увлекательное занятие. На этом уроке учащиеся знакомятся с сайтом www.osinka.ru,вносят снятые мерки в таблицу сайта “Личные мерки”, первоначально скорректировав её для поясного изделия. Затем сравнив мерки представленные в таблице “Размеры” со своими выбирают свой размер. Если мерки не совпадают, в дальнейшем после распечатки лекал на принтере, проводят корректировку лекал. В представленной ниже таблице можно проследить весь процесс работы учителя и ученика.
Таблица 1
№ урока
Тема урока
Работа учителя
Работа учащихся
Оборудование и материалы
1
Снятие мерок для поясного изделия
Знакомит учащихся с сайтом www.osinka.ru;
Показывает на манекене правила снятия мерок;
Контролирует снятие мерок учащимися.
Знакомятся с сайтомwww.osinka.ru;
Создают папку на рабочем столе компьютера “Конструирование и моделирование. ФИО учащегося”;
Находят и копируют в свою папку необходимые таблицы и материалы для дальнейшей работы;
Внося в таблицу мерок полученные данные.
Компьютер, мультимедийный проектор, сантиметровая лента, манекен, тетрадь, ручка.
2
Выбор модели поясного изделия из электронного журнала “Осинка”
Показывает пример выбора модели исходя из типа фигуры;
Контролирует и оказавает помощь в работе учащихся на компьютере;
Определяют свой тип фигуры;
Выбирают понравившуюся модель поясного изделия;
Находят детали кроя, технологию пошива, этикетку выкройки и переносят этот материал в свою папку.
Компьютер.
3
Распечатка выкройки на принтере. Сборка лекала.
Печатает выкройки на принтере;
Контролирует правильность лекала.
Используя программу FastCAD V750, получают на экране уменьшенную выкройку модели;
Устанавливают параметры печати;
Раскладывают все листы в нужном порядке и собирают лекала.
Компьютер, принтер, ножницы, булавки, узкий скотч.
4

Корректировка выкройки.
Показывает пример корректировки готового лекала;
Следит за самостоятельной работе учащихся, при необходимости оказывает помощь.
Вносят изменения в готовое лекало в соответствии со своими мерками;
Вырезают выкройку.
Цветной карандаш, ножницы.
Полученные навыки работы, учащиеся используют при самостоятельной работе над проектом. Используя Интернет, мы осваиваем новые направления в рукоделии и кулинарии, такие как квиллинг, декупаж, карвинг. Теперь кабинет технологии стал одним из самых популярных в школе. Двери кабинета специально сделали стеклянными. Теперь каждый не заходя в класс может видеть нашу работу, а она притягивает не только детей детского сада и учащихся школы, но и весь персонал школы.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
 Литература
1.     Бабанский Ю.Н. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981
2.     Батышев С.Л. Трудовая подготовка школьников. М., 1981
3.     Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.,1991
4.     Кирилова Н.М. Повышение педагогической компетентности учителя трудового обучения. Курган, 2000
5.     Кириллова Г.Д. Теория и практика в условиях развивающего обучения. М., 1980
6.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С.Полат. М., Академия, 2002
7.     Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией В.Д.Симоненко. М., Вента-Граф, 2001
8.     www.osinka.ru

Групповые технологии

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопоз-навательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;
- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации работы в группах
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

По мнению М. Новик, групповая работа преследует следующие цели:
1. Улучшение информированности членов группы, при этом
развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.
2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.
4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи – путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

Для повышения эффективности групповой работы необходимо соблюсти
следующие условия:
- члены группы должны познакомиться, чтобы общаться;
- целесообразно объединить в группу людей с разными профессиональными знаниями;
- проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны быть актуальны и понятны, вызывать практический интерес;
- лидер должен брать на себя в основном координационную, направляющую роль.
Эффективно работающую группу отличают:
- естественность внешнего и внутреннего общения;
- откровенность друг с другом;
- нацеленность на решение поставленных целей и задач путем сотрудничества и общения;
- подвижность ролей и регламентов работы;
- реалистическое отношение к проблеме;
- максимальное использование способностей всех членов группы;
- готовность к самосовершенствованию, к проявлению инициативы, стремление к новому;
- равная ответственность за проделанную работу.

 Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку,
без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать
свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни
подавляющего внимания всего класса;
- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе –
это функции контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование).
- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь
детей в содержание обучения.
Итак, учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика,
способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное
сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками.
Поэтому, групповые технологии – одна из наиболее продуктивных форм организации сотрудничества учащихся.

Г. К. Селевко, выдвигая гипотезу о том, что способ организации
деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной)
деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие
ребенка, отмечает, что групповые технологии как коллективная деятельность
предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопознавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой
заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение,
обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные
учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов
действия;
- обмен способами действия – задается необходимостью построения
различных способов для получения совокупного продукта деятельности –
решения проблемы;
- взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в
совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к
собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого
действия.
Г. К. Селевко выделяет следующие этапы технологического процесса
групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (проблемы).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
8. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и
обобщения).
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10.Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11.Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой
группы.
Список литературы
1.     Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
2.     Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.
3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
5. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.
6. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.
7. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение, 1990.

Игровые технологии на уроках технологии
Беседа
«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливаетсяживительный поток представлений,понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».(В.А.Сухомлинский)
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В средней школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной.Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она-часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, я не только удовлетворяю сегодняшние, но и учитываю будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
«Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени. Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Важную роль играет разумно подобранный материал, который соответствует возрастным особенностям ребенка.Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В игровой деятельности педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению. Не случайно в учебно-познавательной деятельности игре, как методу отдается предпочтение.Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Есть старинная поговорка "Кашу маслом не испортишь". На мой взгляд, это как раз про игровые технологии и именно в начальных классах.По мнению психологов, в детстве должно быть много - много хорошего, увлекательного и доброго, даже если ребенок понимает, что реальность не такая замечательная, тогда во взрослой жизни так или иначе все это хорошее обязательно найдет "выход", чтобы человек был более счастливым, способным к созиданию, состраданию, жил полноценной жизнью, и нам учителям важно об этом помнить, мы ведь "не рыбу фаршируем", "наполняя голову ребенка знаниями", а ЧЕЛОВЕКА растим. И ещё, игровая ситуация, кроме обучающей, способна решить много воспитательных и развивающих задач без лишних усилий. Современное образование уже характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. 
Технология ( от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста.Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.Игра - дело серьёзное! Эту фразу вы наверное слышали. Давайте в ней разберёмся. Есть у строителей такое понятие: нулевой цикл. Оно обозначает первые подготовительные работы, в частности закладку фундамента здания. Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности.
 «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…»
 Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.  Очень важно игру проводить выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети  относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр.
Применение игровых технологий на уроках необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
  • Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
  • Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
  • Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.  В свои уроки я включаю приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности – всё это способствует активизации мыслительной деятельности.Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть.  Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.
Анкета
 – Нравится ли тебе играть на уроке?
 – На каких уроках тебе хотелось бы играть?
– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?
 – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
 Анализ анкет показал
– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (    уч 1 отсутствовал)
– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна. (   из    )
– Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (  )
– Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (   )
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно  на уроках технологии. Вместо обычного вступления я могу предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.Игра учит. Следовательно, этосредство обучения. К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание…
Жизнь меняется независимо от наших желаний. Современные дети, приходя в школу, уже свободно владеют компьютером.   Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока. Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения.  Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо.  Важно не бросаться из одной крайности в другую. Пусть всего будет в меру. В средней школе яркая необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Уроки с использованием ИКТ интересны не только детям,но и самому учителю. Они представляют возможность для саморазвития и учителя, и ученика.  Я очень люблю тренажёры, flash-игры, сама их с большим удовольствием делаю для детей презентации, но на уроках часто использую не только электронные игры, но и игры на развитие моторики, двигательные.
Цель игры - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Подводя итог выше изложенному можно отметить  «за» использование игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
 - идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

 Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе».  Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Использования ИКТ на уроках технологии

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».
Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий. 
Применение современных информационных технологий на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:

  • Автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
  • Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
  • Обеспечить широкую вариативность обучения.
  • Оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
  • Визуализировать учебный материал.
  • Возможность создать большое количество раздаточных материалов.
  • Возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.
Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

Урок введения в тему.  Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять девочки. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации.  Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов: необходимо вспомнить общие правила работы в кабинете «Технология» (в форме викторины), изучить новые правила Т/Б (запись  в тетрадь с экрана), создать  игровую ситуацию при проверке знаний Т/Б (тест). 

Урок изучения нового материала.  Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
  • содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
  • представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
  • удобен в использовании и хранении;
  • позволяет при наличии экрана демонстрировать  материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
  • позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
  • дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.
Например, презентация по кулинарии 5 класс по теме «Бутерброды. Сервировка чайного стола» содержит слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правила Т/Б и санитарии, схемы приготовления бутербродов, схемы складывания салфеток, иллюстрации, новые термины, задания для закрепления темы.

Урок-практикум.   На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков.  Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса по вязанию крючком, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества швов. Для раздела «Творческий проект» – использовать ПК как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки.

Урок контроля знаний.   Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно.  Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Например, разработан тестовый контроль по всем блокам-модулям программы для 5-7 классов на основе оболочки Марковой М. А. «Разработчик тестов».  При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока.  Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный) .  А также  для проверки знаний в форме викторины.

Урок – экскурсия. Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ.  При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР. Например, при изучении в 5 классе темы: «Декоративно-прикладное творчество» продемонстрировать видеоролик с диска. В рамках межпредметных связей с МХК и ИЗО использовать видеоряд «Картины из Третьяковской галереи» при изучении темы «Виды одежды». А также по темам «Мода», «Одежда и быт разных народов» использовать энциклопедию «Кирилла и Мефодия» по истории.

Урок по решению технологических задач. Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах.  При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся.

Урок с элементами историзма. Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков.  Презентация «Сарафан» наглядно показывает виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений. А также знакомит с рязанским костюмом 17-19 в.
Используя проект-презентацию учащейся школы, учащиеся знакомятся с таким видом ДПТ крестьян села Борки как кружевоплетение, что усиливает воспитательные задачи обучения -  патриотизм и любовь к своей малой Родине.

Урок –игра. На занятиях по технологии используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Веселая кулинария» позволяет повторить сведения по этой теме. При проведении урока-конкурса «Горшочек вари» учебный процесс приобретает эмоциональный характер, что положительно влияет на повышение мотивации к учебной деятельности. Новый импульс приобретают учебные компетенции. Возникает радость учебного труда, формируется поле учебного азарта, демонстрируются личностные достижения.
Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационную или социально-экономическую ситуацию. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (бланки платежей за коммунальные услуги, карточки–задания), помогает учителю провести такой урок.

Урок – проект.   Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д. Сделав такую презентацию один раз, можно её использовать с 5 по 8 класс. Этот прием экономит время и силы учителя по подготовке к уроку.
Учащиеся работают над исследовательскими проектами. С этими работами они выступают на школьной научно-практической конференции, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции.
Практико-ориентированный (прикладной) проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Результат деятельности может быть использован в жизни класса, школы и т.д.  (Проект «За чашкой чая»). В своей работе учитель может использовать разные формы ИКТ:
      • Дидактический материал.
При подготовке различного материала к урокам технологии используются возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью можно сохранять и редактировать нужное графическое изображение. Например, фотовыставка работ учащихся, видеофильм «Вязание крючком».
  • Банк ссылок на ресурсы сети Интернет.
Это тематический банк полезных ссылок, содержащих важную информацию для проведения уроков и внеурочной деятельности по технологии.
  • Методический материал.
В своей работе учитель может использовать советы, рекомендации и разработки преподавателей технологии из разных городов нашей страны, что является хорошим способом самообразования.
  • Использование готовых ЦОР.
Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов. Например, электронное издание «Выкройки одежды» Леко, «Современная энциклопедия моды», «Виртуальный стилист», «Текстильное творчество», «Уроки лоскутного шитья» и др.
Итак, использование  ИКТ на уроках технологии дало возможность:
  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  с индивидуальной скоростью усвоения материала
  • осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
  • развивать межпредметную  связь с информатикой
 Технологии проблемного обучения на уроках технологии.
Что  такое проблемная ситуация? Это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Она обеспечивает постоянную активность учащихся, выражается в поиске несоответствий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему. Наша задача создать такое содержание теоретических и практических занятий, которое не навязывало бы ученику чужие решения и ответы, а заставляло его размышлять и находить самому ответы на поставленные вопросы.
Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках технологии способствует их умственному развитию и формированию творческого мышления. Использование отдельных проблемных ситуаций в обучении может в некоторой степени активизировать процесс усвоения материала. Важно чтобы  в процессе трудового обучения учащиеся не просто выполняли трудовые задания по готовым образцам, а стремились вносить в них свои, даже самые маленькие изменения. Просто необходимо, чтобы ученик брал под сомнение способ изготовления конструкции изделия. При таком подходе неизбежно начинается мыслительная деятельность.
Обратимся к примерам: Наиболее благоприятная ситуация для создания проблемной ситуации появляется тогда, когда учащийся не знает как выполнять проблемное задание, ответить на вопрос. Проблемная ситуация возникает и потому, что на разных этапах освоения программного материала, получает знания разного уровня. Так при изучении машинных швов в 5 классе выполняя, машинные швы мы главной задачей ставим освоение приёмов работы на машине, но не заостряем внимание на конструкции образования машинного шва, схемах его выполнения. Зато к 7 классу уже ставим вопрос, а как образуется машинный шов, и предлагаем разобрать схему изготовления. Для более сильных учащихся даже можно предложить составить инструкционную карту поэтапного выполнения шва. Решение этой проблемы делают занятия более эффективными.  Осваивая приёмы работы на машине, учащиеся в первую очередь сталкиваются с такой проблемой как качество строчки, от чего она зависит. Конечно, можно учащимся предложить и готовую таблицу дефектов и неполадок в работе машины. Но это уже становиться скучно и не интересно, а значить и не эффективно в порядке усвоения материала. А можно построить занятие и по-другому.  Чётко закрепив то, какой должна быть качественная машинная строчка, перед ребятами ставиться проблема. Например, что произойдет, если неправильно заправить верхнюю или нижнюю нить, сделать натяжение верхней или нижней ниток более сильным или более слабым по отношению друг к другу, или использовать др. варианты. Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляют таблицу дефектов строчки. По окончании работы проходит обсуждение и вместе составляется итоговая таблица. Такое задание можно построить и используя бригадный метод работы, когда каждой бригаде даётся отдельная проблема, а потом при обсуждении находится истина. Очень хорошо методику проблемного обучения применять на уроках конструирования моделирования одежды. При изучении конструкций изделий, стилей.
Например, ставить перед учащимися проблемную задачу. Почему платье определённого фасона нельзя изготавливать из любой ткани? Или при изучении зрительных иллюзий в одежде поставить задачу подобрать фасон юбки, платья, брюк для нестандартной фигуры с целью скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Каждый из нас обладает определёнными пропорциями в фигуре. Уметь правильно подобрать одежду для того или иного типа фигуры очень важно. На таких занятиях  всегда будет интереснее. Решать подобные проблемы ведь приходиться всем в повседневной жизни. При раскладке и раскрое изделий перед учащимися также можно поставить много проблемных ситуаций. Например, что может произойти, если платье  раскроить не по долевой, а по поперечной или косой нити и почему некоторые модели кроят именно по косому направлению нитей?
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если учитель искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от учителя, и только от него, зависит переход к проблемности, как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, убеждение, что на занятиях по технологии широкое применение проблемного обучения невозможно.
Необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Нет — имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений.

И закончить свои размышления  мне бы хотелось словами:-
«Умение выбрать надлежащий прием для своего случая, — говорил своим ученикам К. А. Тимирязев, — всегда остается делом личной находчивости, личного искусства, Это-то и составляет область того, что должно разуметь под практикой

Список литературы:
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологи. Учебно-методическое  пособие -М. Педагогическое общество России. 2001г.
Методики активизации учебной деятельности
-  http://m-proektov.narod.ru/data/main-2/topic-2/page05.html 
Технология разноуровневого обучения на уроках технологии.
Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).
Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

«Декор рамки для фото техникой торцевания».
Цели урока:       
·        Предметные. Обучающиеся получат представление о новом виде декоративно-прикладного искусства – объемная аппликация из бумаги (торцевание), особенностях техники выполнения торцевания.
·        Метапредметные. Обучающиеся смогут планировать свою деятельность на основе технологической карты и оценивать результаты труда, расширить индивидуальные творческие возможности, навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук, освоить элементы культуры труда.
·        Личностные. Обучающиеся смогут выразить свои эстетические и эмоциональные чувства к проделанной работе и дальнейшему творчеству.
Методы обучения: иллюстративный, поисковый, эвристическая беседа.
Проблемно-диалогическая технология.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Оборудование и инструменты:
салфетки, заготовки в виде квадратиков 1х1, простой карандаш, просто стержень от ручки (стержень), картон, клей, ножницы,  салфетки.
Методическое оснащение урока: Дидактическое обеспечение: технологическая карта «Последовательность изготовления рамки для фото», карточки – инструктажи техники безопасности на уроках труда.
Сценарий урока. 
Постановка проблемы и актуализация.
- Здравствуйте, ребята.
Да здравствуют подарки!
На всякий разный лад.
Филателисту – марки,
Красавице – наряд.

Подводящий диалог (прием).
А вы получали подарки на Новый год? А какие подарки вам понравились больше? Ученицы 8а класса провели новогоднее исследование о том, какой подарок выбрали бы наши ученики. Вот результат (на листах А4).
 (Вопрос: какой подарок вы выберете- магазинную рамку для фотографий или сделанную своими руками?
Результат:
Приняли участие - 45человек
14 человек - выбрали магазинную рамку
31человнек - выбрали рамку, выполненную своими руками.)

Подводящий диалог (прием).
- Прочитали результат? Какой напрашивается вопрос?
(- Почему большинство выбрало работу, выполненную своими руками?)
- Вы сами сформулировали главный проблемный вопрос. Попробуем ответить на него, когда создадим настоящий, полезный подарок – декоративную рамку. Обратите внимание на тему урока.
«Оформление рамки для фото техникой торцевания».
- Все ли слова в теме вам знакомы?
(- ..)
- Да, тема для вас новая и поэтому проверим, готовы ли мы к изучению. Посмотрите на доску, вы видите 5 листочков, на них то, что вам необходимо на каждом уроке технологии. Подумайте и ответьте, что скрывается под листочками?
(- техника безопасности, технологическая карта, инструменты, приспособления материалы, организация рабочего места).
- С нетерпением жду, когда мы создадим наши шедевры! Но, с чего же начать? Ваши предложения?
(-….)
- А, я предлагаю заглянуть в историю фоторамок! Интересный материал нашла Ангелина. Ей слово.
Первые рамы появились в XIV веке, они были простыми и зачастую покрывались позолотой.
В эпоху Возрождений позолота исчезла, а рамы принимали вид из конструкций архитектурных сооружений: колонны, полуколонны.
К XVII веку к рамам начал применяться новый способ усиления передачи эффекта изображения, периметр рамки представлял собой ряд нисходящих ступеней к изображению, позже изображались роскошные грозди винограда, сплетения цветов, фигурки небольших мальчиков.
В XIX веке за счёт своего богатого оформления некоторые художники рассматривали раму, как отдельную часть художественной композиции.
В XX веке с изобретением фотографии рамки получили новое предназначение. Появлялись настенные, настольные фоторамки, фоторамки на несколько фотографий. А сейчас нас уже не удивляет цифровая фоторамка.

Е.Ф. -  Рамка для фотографий, сделанная своими руками, может стать отличным решением, если не знаешь, что подарить на день рожденья или другой праздник. На предыдущем уроке мы с вами изготовили рамки для фотографии, которые лежат перед вами. Но работа над рамкой еще не окончена. Посмотрите на бумажные изделия, картины, панно, открытки, аппликации, которые нравятся не только детям, но и родителям.
- Вам понравилось? Все предметы выполнены в технике торцевания. Что же это такое?
Торцевание - это искусство изготовления поделок из бумажных квадратиков.
Торцевание на бумаге бывает:
 • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения) ;
 • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка) ;
 • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение) ;
 • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

Практическая работа по теме.
- Ребята, посмотрите, что у вас есть для индивидуальной работы?
(1. Салфетки, готовые квадратики
 2. Готовые рамки
 3. Карандаш или стержень от ручки
 4. Клей)

- Прежде чем вы начнете работать, обращаю внимание на то, что вы выполняете только один элемент оформления контурным торцеванием. Приступайте к работе, опираясь на технологическую карту.
 1. Из салфеток нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.
 2. Нарисуйте на рамке узор цветка.
 3. Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.
 4. Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.
 5. Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами
 6. У вас получится цветная трубочка - торцовочка.
 7. Поставьте ее на клей.
 8. Выньте стержень.
 9. Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
 10. Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.
Рефлексия.

- Время вышло. Закончили. Я вижу замечательный результат вашего творчества.
Ребята, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Как вы сейчас ответите на него?
- Что вам больше всего понравилось в технике торцевания? Для ответа воспользуйтесь алгоритмом ответа.
1) Техника торцевания помогла мне _______________
2) Используя эту технику, я смогу _________________
3) Техника торцевания очень проста, потому что _________________
 Домашние задание.

Список использованной литературы 

  1. “Чудесные поделки из бумаги”. З.А. Богатеева. Москва “Просвещение” 1992 г.
  2. № 1 1993 г. “Межпредметные связи в трудовой подготовке школьников” Н.Э. Изергина. “На уроках трудового обучения С.П. Руссков.
  3. № 1 1994 г. “Уроки ручного труда. Обучение, воспитание и развитие – с первых шагов” Н.М.Конышева, № 9 1990 г. “Оборудование уроков трудового обучения” С.И.Маслов.
  4.   Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
  5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. -  «Детство творческой личности» - спб.: издательство Буковского,   1994 г.
Сценарий проблемно-эвристического урока
«Профессиональная проба- реальная самооценка профессиональных возможностей и предпочтений или игра?»

Автор: Тетюлина Надежда Ивановна, учитель технологии высшей категории.
Образовательное учреждение: МОУ школа №53 п. Октябрьский, Люберецкий район.
Курс: Технология и профориентация.
Раздел: профессионально самоопределение. 
Тема: трудоустройство.
Ключевая компетенция: профессиональный выбор.
Класс: 8 в.
Учебно-методическое обеспечение:
Время реализации занятия: 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут).
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе POWER POINT.
Цели урока:
·                   через расширение и обобщение знаний обучающихся о  правилах эффективного трудоустройства  способствовать выработке у них собственной позиции по рассматриваемой проблеме;
·                   через получение обучающимися опыта  погружения в профессию способствовать выработке у них понимания многомерности и многофакторности  процесса профессионального выбора.
Задачи урока:
Образовательные: расширение и обобщение знаний обучающихся о профессиях модельера, карьерного консультанта, дизайнера интерьера, парикмахера. Развитие навыков работы с документами, схемами, иллюстрациями, инструментами профессиональной деятельности.
Развивающие: формирование и развитие у  обучающихся таких ключевых компетентностей, как учебно-познавательные- самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей), познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения; коммуникативные- умение работать в группе, навыки ведения дискуссии, навыки публичного выступления, навыки проведения  самоанализа деятельности; информационные- навыки  работы с  информационными  продуктами в POWER POINT; воспитательные-  способствовать формированию и развитию у обучающихся  таких ценностей и личностных качеств как конкурентоспособность,  взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, деловые качества; проблемные вопросы- можно ли за полтора часа  научиться реально оценить свои возможности в выбираемой профессии, или это можно назвать только игрой, существуют ли аргументы в пользу альтернативной версии, какая из версий более убедительна, можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос.              
Тип урока: проблемно-эвристический урок, урок анализа и синтеза знаний.
Форма урока: урок- исследование
Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких, как фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия на разных этапах урока.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, наборы инструментов и принадлежностей заданных профессий.
Методы: частично-поисковые, проблемно–эвристические, когнитивный, методика организации дискуссии.
Межпредметные связи: литература (написание резюме), информатика.


План проведения урока:

Этапы урока
Временная
реализация
1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание.
3 мин
2. Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности).
2.1 Постановка проблемного задания 1 (определить  пути доказательства проблемных версий)
2.2 Выполнение проблемного задания 1.
2.3 Промежуточная рефлексия.
2.4 Постановка проблемного задания 2 (Как помочь устроиться на работу молодой художнице).
2.5 Выполнение проблемного задания 2.
2.6 Промежуточная рефлексия.
2.7 Постановка проблемного задания 3 (Ученики знакомятся с профессиями карьерного консультанта, модельера, парикмахера, дизайнера интерьера, задачами  в связи с решением проблемы  и занимают рабочие места).
2.8 Выполнение проблемного задания 3.
2.9 Промежуточная рефлексия.
37 мин

1 мин

2 мин
2 мин
3 мин

2 мин
2 мин
1 мин


2 мин
2 мин
3. Выполнение проблемных заданий в группах (каждая группа профессионалов  выполняет задание в связи с трудоустройством молодого специалиста- художницы :парикмахерская группа делает ей деловую прическу, модельеры   подбирают деловую одежду, карьерные консультанты составляют резюме и портфолио, дизайнеры оформляют паспарту картин).
3.1 Выполнение заданий в группах.
3.2 Представление результатов работы групп.
3.3 Коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов.
40 мин




14 мин

13 мин
13 мин
4.Учебная дискуссия
4 мин
5.Заключительная часть урока: общие выводы, рефлексия.
4 мин
6. Задание на дом.
1 мин

Карта урока:



Название этапа


Время (мин.),
слайд (номер)
Развитие личностных  качеств и психологических процессов
Репродуктивные формы  деятельности
Продуктивные формы  деятельности
Уроку предшествовала работа творческих групп, перед которыми были поставлена задача: найти, подготовить информацию и инструменты  для освоения профессий:
группа №1 –  «модельер»
группа №2 – «парикмахер»
группа №3 –«дизайнер интерьера»
группа №4 – «карьерный консультант»
Каждая группа должна была подготовить информационный продукт (мини-презентацию в POWER POINT) для сопровождения устного выступления.

Мышление; Внимание;
Память;
Организованность;
Самостоятельность;


Любознательность;
Системность;
Аналитичность;
Рефлексивность;
Точность;
Уместность; Выразительность речи;
Самостоятельность
Активность;
Ответственность;
Коммуникативная культура;
Информационная культура
Приветствие, объявление темы урока, мотивация, в ходе обсуждения формулировки темы постановка проблемных вопросов и цели урока.
3 мин.
Сл. 1, 2.
Внимание;
Мышление

Активное Слушание;
Культура эмоций;
Коммуникативная
Культура;
Аналитичность;
Точность речи
Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности):
 Работа над проблемными заданиями 1, 2 и 3 проводится по следующей схеме:
- проблематизация ситуации (используются мнения учащихся, учебников, выступления членов групп;
-    выработка учащимися собственного образовательного продукта (используется работа с  профессиональными документами и др. источниками, инструментальное освоение профессиональных навыков в ходе решения проблемной задачи);
- сопоставление полученного результата с уже имеющейся информацией;
-    формулирование выводов;
-    промежуточная рефлексия.
37 мин.
Сл. 3- 23

-Внимание, мышление,
память
-Внимание, мышление,
память

-Активное слушание, культура эмоций
-Коммуникативная культура,
аналитичность,
точность речи,
активное слушание


-Коммуникативная культура,
активность,
самостоятельность
глубина рассуждений,
системность,
аналитичность,
рефлексивность,
глубина рассуждений,
способность определять причинно-следственные связи.
Выполнение проблемных заданий в группах .
 - выполнение заданий в группах         (4 группы);

- представление результатов работы групп;
- коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов;




-  промежуточная рефлексия.
40 мин.

Внимание;
Память;
Мышление



- Культура эмоций,
коммуникативная
культура.
- Активность,
самостоятельность
-Глубина рассуждений,
системность,
аналитичность,
рефлексивность,
уместность, выразительность речи,
любознательность.
-Глубина рассуждений,
способность определять причинно-следственные связи
Учебная дискуссия (по одному представителю от группы приглашаются к доске, для корректного убеждения  присутствующих в собственной правоте).
4 мин
Внимание;
Память
Аналитичность;
Точность;
Уместность;
Выразительность речи;
Системность;
Коммуникативная культура
Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы, положение о многофакторности  процесса выбора профессии), а также проводит рефлексию.
4 мин
Сл. 24
Внимание;
Мышление;
Память
Рефлексивность;
Точность,; Уместность;
Выразительность речи;
Коммуникативная культура;
Домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также творческое задание – сочинение
(от 15 до 30 предложений) по теме урока, где использовать фразы:
- считаю скорее достоверным…;
 - считаю скорее недостоверным…;
- аргументы, доказательства;
- изложение своего мнения по           проблеме
1 мин
Внимание;
Мышление;
Память
Аналитичность;
Рефлексивность
Точность;
Уместность, Выразительность речи;
Системность;
Ответственность

Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, знакомство с темой (мотивация) .
Учитель кратко говорит о том, как отвечали на этот вопрос его знакомые, обращает внимание на формулировку (знак вопроса, наличие двух альтернативных версий), затем просит учащихся сформулировать вопросы, которые у них возникли.      
Вопросы: является ли  верным утверждение о том , что можно за короткое  время познать глубины профессии? Существуют ли аргументы в пользу альтернативной версии? Какая из версий более убедительна?
Учитель ставит цель – ответить на данные вопросы в конце урока.
Учитель говорит о заданиях, которые группы учащихся получили заранее и о том, что такая работа поможет сократить на уроке время на поиск нужной информации.
2. Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности).
2.1 Постановка проблемного задания 1 (к нам обратилась молодая художница с просьбой помочь ей  устроиться на работу).
Учитель: К нам обратилась молодая художница с просьбой помочь устроиться на работу. Как  выяснилось, у нее много трудностей- начиная от оформления портфолио,  составления резюме и кончая созданием  соответствующего деловому стилю общения внешнего вида. Предлагаю вам разделиться на  профессиональные группы( Дом моды, Салон красоты, Дизайн- студия и Карьерная консультация)   и попробовать ей помочь.
Группы  распределяются по предпочтениям  и  готовятся к представлению результатов своей работы.
2.2 Выполнение проблемного задания 1.
·                   Работа в группах: обсуждение.
·                   Выслушиваются предположения от групп (по одному выступающему от группы).
·                   Формулирование выводов (выбор способов помощи).
2.3 Промежуточная рефлексия .
Учащиеся по желанию отвечают на вопросы: Легко ли было лично тебе назвать возможные  способы?  Группа помогла тебе или ты помог группе? Совпали ли ваши предположения ?
О чем это говорит?
Учитель предлагает рассмотреть названные  способы помощи  с разных точек зрения для выработки собственной позиции.
2.4 Постановка проблемного задания 2 ( можно ли оказать за короткое время профессиональную помощь в трудоустройстве молодой художнице ( иными словами: погрузиться в профессию и освоить ее основы?).   
Учитель: Как вы думаете , можно ли оказать ей такую помощь?
Ученики высказывают мнения .
Выполнение проблемного задания 2.
Работа в группах по профессиональным направлениям.
Проблематизация ситуации. Путем профессиональных проб и ошибок учитель подводит учащихся к мысли, что первое мнение   заслуживает внимания .
Обсуждение и формулирование промежуточного вывода, к которому приходят учащиеся, и возникающих у них вопросов:  Какая же из версий верна? Что необходимо, чтобы выработать свою собственную точку зрения по данному  вопросу?
2.5 Выполнение проблемного задания 2:
Для выработки учащимися своей позиции по данному вопросу используется:
 а) работа с  профессиональными  документами и др. источниками (создание образовательного продукта), работа с профессиональными инструментами- (профессиональная проба ).
Учащиеся знакомятся с  профессиональными документами данных профессий , осваивают профессиональные инструменты с целью оказания помощи художнице.
б) сопоставление полученного результата с уже имеющейся информацией.
В ходе обсуждения учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Какую версию поддерживают  профессионалы в данных областях профессий? Соответствует ли точка зрения учеников полученному результату?  
в) формулирование выводов по данному вопросу.
Вывод: За относительно короткое время можно глубоко погрузиться в профессию и познать многое в этой области.
2.6 Промежуточная рефлексия: ответы на вопросы – что знал(а) до выполнения задания, что узнал(а), что хочу узнать.
Возникновение нового проблемного вопроса: каково мое отношение к изведанной профессии?
2.7 Постановка проблемного задания 3 (как сложилось мое отношение к профессии в ходе ее освоения).
Учитель: Выслушаем мнения по этому поводу.
Выполение проблемного задания 3.
Учащиеся высказывают мнения.
        
Вывод: Каждый ученик может определить для себя степень предпочитаемости и доступности выбираемой профессии через ее опробование .
3. Представление результатов работы групп.
 Каждая группа выступает с защитой форм помощи художнице, описывает  ход работы и свои впечатления от проделанного.
4.  Коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов.
Выводы: действительно, за короткое время, при серьезном подходе, можно попробовать себя в роли профессионала в данных профессиях и познать основы труда, заодно оценить свои возможности и профессиональные предпочтения.     
5. Работа в группах – подготовка выступлений:
Учащиеся получают задание: в группах подготовить выступления по двум противоположным позициям, названным в начале урока .Учитель обращает внимание, что даже если мнения членов группы не совпадают с доставшейся позицией, её необходимо защитить, используя как можно больше аргументов.
6. Учебная дискуссия.
По одному представителю от группы приглашаются к доске , при этом ставится задача корректно убедить соперников в собственной правоте.
7. Заключительная часть урока.
Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы). При этом особое внимание уделяется положению о многомерности и многофакторности  процесса профессионального выбора. Учитель подчеркивает, что на уроке было приведено  слишком  мало  аргументов, чтобы считать альтернативную версию единственно верной. Тем не менее оценочный подход к  процессу выбора профессии принципиален сегодня и опыт такой деятельности полезен и важен.   
Учитель проводит рефлексию, предлагая учащимся ответить на вопросы:
Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?
Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень интереса на уроке; активность на уроке; общее настроение.
Торжественное вручение сертификатов по освоенным профессиям.
8. Учащиеся получают домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также написать сочинение (от 15 до 30 предложений) по теме урока, в котором необходимо использовать следующие положения:
 - считаю скорее достоверным…
 - считаю скорее недостоверным…
 - аргументы, доказательства
 - изложение своего мнения по проблеме.
Список использованной литературы и интернет- ресурсов.
1.                Баксанский О. Е. , Чистова М. В. Проблемное обучение: обоснование и реализация /О. Е. Баксанский. М. В.Чистова // Наука и школа.-2000.-номер1.-с.19-25.
2.                БрушлинскийА. В.Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский.-М.:Знание, 1983.-96с.
3.                Какрамова  К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? /К. Какрамова Н.,Н. Терещенко //Наука и школа(т).-2002.-номер11.-с.35-37.
4.                Селевко Г. К. Проблемное обучение./Г. К.Селевко // Школьные технологии.-2006.-номер2.-с. 61-65.
5.                Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-Москва.: Народное образование.1998.-256с.
6.                www.pedsovet/ru
7.                www/psylist.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий